г. Санкт-Петербург, г. Пушкин,
ул. Пушкинская, д. 14

Что такое супервизия?

В настоящий момент в России широко распространяется психотерапевтическая практика и, как следствие, появляется спрос на супервизионные услуги. Но что же такое супервизия? Давайте попробуем разобраться в данном вопросе.

Основатель психоанализа Зигмунд Фройд считал, что супервизия является неотъемлемой компонентой непрерывного профессионального развития. «Общество среды», а позже «Венское психоаналитическое общество», члены которого встречались еженедельно с 1901 по 1906 год, считают первым документированным примером аналитической групповой психотерапии.

Основная цель супервизора — амплификация терапии психотерапевта и клиента, качественное изменение отношений. Зачастую лишь одна супервизия позволяет преодолеть паузу в прогрессе анализа, которая длится по нескольку месяцев. «Взгляд сверху» позволяет качественно менять психоаналитический процесс. Поэтому каждый аналитик обязан проходить собственные супервизии, частота которых для начинающих специалистов составляет от одной супервизии на четыре сессии с клиентами в начале практики до одной индивидуальной встречи в неделю для практикующих специалистов и реже.

Вопреки распространённому мнению, что супервизор – обычный коллега с бóльшим опытом, помогающий разбирать сложные случаи из практики, это определение является не совсем верным, хотя по форме вполне может быть применим к супервизионной работе с начинающими специалистами. Однако, по сути, супервизией называют результат выявления проблем психотерапевта в отзеркаливающем случае клиента. Если принять за основу данную точку зрения, то мы с лёгкостью сможем определить парадигму, предмет и объект супервизии.

Каждый клиент находит своего психотерапевта неслучайно. Как правило, клиент «подсвечивает» ту проблему психотерапевта, которая наиболее актуализирована в данный момент времени. Так, например, на одной супервизионной конференции был приведён забавный случай: при повышенном употреблении алкоголя коллегой-психотерапевтом, к нему потянулись… правильно, клиенты с алкогольной зависимостью, причём это произошло именно в «проблемный» период в жизни терапевта. Следовательно, парадигмой супервизии является «сталкивание» терапевта, прежде всего, с самим собой.

Предметом супервизии, таким образом, должна стать создаваемая супервизором конструкция, которая отражает проблему терапевта и его психическую реальность путём представления им истории жизни и взаимоотношений клиента. Конструкция, по В. И. Николаеву, В. В. Винокурову (2020) – не поиск истины, а возможность интеграции материала супервизором. Первоначально конструкция может «не попасть в цель», зато в следующий раз появляется шанс немного изменить направление и быть точнее. Кроме того, упомянутые авторы считают, что наличие ошибочных конструкций неизбежно и возможность их появления даже у профессиональных супервизоров может достигать 10 – 15%. Однако, существуют и критерии правильно произведённой конструкции – как минимум, это «научная красота» и рассказанный в конце супервизии сон супервизанда или его клиента. В групповом варианте супервизии критерием правильности также является принятие конструкции группой.

При таком рассмотрении опыт супервизора не является определяющим (как, кстати, и в процессе психоаналитической работы). Ведь опыт может вести за собой «стандартизацию» работы супервизора; обращение к своему предыдущему опыту неизбежно осуществляет его привлечение и к новому случаю, если будет выявлена такая похожесть. Здесь более уместен феноменологический подход: вынесение «за скобки» общепринятых суждений, то есть отказ от «естественной установки» сознания и обращение к самому феномену и его содержанию.

Объектом супервизии являются взаимоотношения терапевта и его клиента. Хотя в научной литературе можно встретить и другие определения: например, Jacobs, David, Meyer (1995) определяют объект как «конструируемую персону пациента», а A. Potamianou (1995) как супервизирование «бессознательного терапевта в форме его пациента». Также, иногда встречаются мнения, что объектом супервизии является сам терапевт (С. А. Кулаков, 2004, С. А. Житвай, 2016), то есть в данной формулировке авторы не просто вычёркивают клиента из супервизионного процесса, но и ограничивают самого терапевта в свободных, субъектных проявлениях.

Одной из ключевых особенностей супервизии, наряду с правильно составленной конструкцией, является выявление ресурсов как у терапевта, так и его клиента. Поэтому цель супервизии также обращена на наделение терапевта и клиента новыми перспективами и возможностями. В работе с группой это наделение может быть представлено в форме дружеской поддержки как супервизанду, так и участникам самой группы. Но даже ошибочная конструкция не означает провала супервизии: новый совместный материал, произведённый в супервизионной атмосфере супервизором и супервизандом, может дать новую точку отсчёта в отношениях терапевта и клиента.

И, разумеется, лучшим критерием правильно проведённой супервизии являются изменения в отношениях терапевта и его клиента. Нередки случаи, когда после супервизии к терапевту снова обращаются прошлые клиенты, ушедшие из терапии несколько лет назад, или текущий клиент самостоятельно просит назначить внеочередную сессию.

Напишите мне