г. Санкт-Петербург, г. Пушкин,
ул. Пушкинская, д. 14

Dasein-анализ Л. Бинсвангера и М. Босса

В понятийном аппарате психологии уже давно и прочно обосновались понятия «экзистенциальный» и «гуманистический». Ещё Виктор Франкл, описывания различные направления в психологии, писал: «Психоанализ Фройда — это, по сути дела, психология ребёнка: Фройд никогда не рассматривал взрослого человека как действительного взрослого человека. Психология Адлера — это во многом психология подростка с центральной идеей самоутверждения и проблемой социализации. Личностно-центрический подход Маслоу, Роджерса — это тоже психология ребёнка, но счастливого ребёнка, у которого нет никаких особых проблем, кроме как развиваться, развиваться и развиваться. А экзистенциальная психология — это психология взрослого». Людвиг Бинсвангер и Медард Босс — два человека, стоящие у истоков экзистенциального подхода в психологии.

Фройдовская антропология — главный методологический принцип для Бинсвангера, однако он привносит в неё и феноменологию Гуссерля, учение о бытие-в-мире Хайдеггера и даже идеи Канта. В одном из своих первых значимых трудов, «Введение в проблемы общей психологии», Бинсвангер писал о том, что современная наука о человеке должна перейти от описания к пониманию. В дальнейшем, в работе «Жизненная функция и внутренняя история жизни», он уже подчёркивает важность субъективного опыта и необходимость неразделения человека на субъект и объект — прямая ссылка на феноменологию Гуссерля («Бытие и время» М. Хайдеггера ещё не вышла). И лишь «Бытие и время» определит для Бинсвангера категориальную основу всех теоретических положений дазайн-анализа или, в переводе Джордана Шера, онтоанализа.

Идеи Бинсвангера вращаются вокруг попытки понять, что такое человек и его существования вне биологической определённости. В первую очередь, его экзистенциальный анализ основан на Dasein-аналитике М. Хайдеггера. Способностью вопрошать о смысле бытия обладает одно сущее — Dasein, «моё конкретное существование», а вовсе не мозг. Бытие-в-мире выступает у Бинсвангера первичным основанием, говорящим о целостности субъекта. Он не подразделяет на субъект и объект, как это делает фройдовский психоанализ.

В этом смысле способность вопрошания Dasein включена в христианское понимание сердца. Ведь Dasein — это сокровенная способность в человеке, которая понимает бытие вообще. «Сердце мыслит. Размышление — «предложение сердца» (Прит. 16:1); уразуметь сердцем — значит понять (Втор. 8:5); познать «всем сердцем» — понять вполне (Иис. Нав. 23:14); «всяк помышляет в сердце своем» (Быт. 6:5); мысли — «советы сердечные» (1 Кор. 4:5); «говорить в сердце» — думать. Сердце чувствует. Оно радуется (Ис. 65:14) и ликует (Пс. 83:3; Деян. 2:46) скорбит (Прит. 25:20 — 21) и сокрушается (Ис. 65:14; Иов. 37:1), завидует (Прит. 23:17; Иак. 3:14) и ненавидит (Деян. 7:54), беспокоится (Прит. 12:25) и отчаивается (Прем. 2:20), трепещет (Иер. 32:40) и ужасается (Втор. 28:28; Пс. 142:4), воспламеняется, горит под воздействием божественного слова (Лк. 24:32). Сердце принимает решения»1Олег Климков. Опыт безмолвия. Символ «сердца» в антропологии исихазма: http://orthodox-book.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=1449%3A4—qq—&catid=114%3A2012-04-02-20-23-39&Itemid=66. И, конечно же, сердце вопрошает2Прпмч. Кронид (Любимов), архим. Беседы, проповеди, рассказы. СТСЛ. 2004. – С. 412-416. 3C. A. Coates, The Paths of Life and Other Addresses, p. 127. 4Макарий Оптинский (Иванов). «О смертной памяти». https://svyatye.com/citata/Makarii-Optinskii-Ivanov-O-smertnoi-pamiati/32486.html.

«Заброшенность» — ещё одна экзистенциальная хайдеггеровская категория, которая возникает в попытке ответить на вопрос «Как Я существую в этом мире?». Следовательно, в психологической категории, в момент помощи человеку и вскрытия его личностных возможностей, которые он способен обнаружить в момент осознания своего бытия, и возникает вопрошание, а в фокусе его внимания будут две экзистенциальные точки — жизнь и смерть.

Несмотря на уже существующую теорию Л. Бинсвангера, объединяющую философию и психиатрию, Медард Босс создаёт совершенно иную теорию. Так как Босс выстраивает свою концепцию преимущественно на фундаменте онтологии Хайдеггера, получается, что экзистенциальный анализ Л. Бинсвангера в своем векторе антропологичен, М. Босса — онтологичен. Босс не меняет суть Dasein-аналитики. Dasein-анализ явился своего рода противоположностью естественно-научного метода даже в большей степени, чем теория Л. Бинсвангера, причём его главным отличием является обращение не к объекту, а к непосредственному переживанию действительности» субъектом.

Джордан Питерсон в одной из своих лекций определил отличия Бинсвангера от Босса следующим образом: «Вот пример: вы видите что-то красивое. Это ваше восприятие или красота существует? Эта разница восприятия – разница между Бинсвангером и Боссом. Бинсвангер бы сказал: «Вам кажется, что эта вещь красивая из-за того, как вы фильтруете её». И Босс бы сказал: «Нет. Красота присуща самому объекту и она проявляет себя. Она сияет»52017 Личность 12: Феноменология: Хайдеггер, Бинсвангер, Босс https://youtu.be/nljyol5kdIE. Об этом же в своих лекциях говорит М. Мамардашвили: «Мне кажется, что я актом внимания выбрал предмет, – нет, это мир несколько раз повернулся и поставил передо мной предмет… фактически я должен считаться с тем фактом, что то, что называется впечатлением, содержащим какую-то правду о мире, раньше входит в нас, чем мы в самих себя и в него. Повторяю: впечатление раньше входит в нас, чем мы входим сами в себя и в это впечатление»6Мераб Мамардашвили. «Психологическая топология пути». https://iknigi.net/avtor-merab-mamardashvili/36702-psihologicheskaya-topologiya-puti-merab-mamardashvili/read/page-23.html.

Dasein-анализ Медарда Босса заключается, в том числе, в тотальном опрашивании психологами своих клиентов. «Мы должны быть в состоянии воздержаться от толкования человека в рамках каких бы то ни было предвзятых и пагубных априорных категорий… Мы должны выбрать такой подход, который позволяет нам остаться открытыми настолько, насколько это возможно, и слушать, как человек является в своей непосредственной данности». Высвобождение клиента, которое происходит в данном случае, обращается на максимальное использование всех возможностей и способностей человека. В какой-то мере этот подход напоминает подход Сократа: «Я хочу в нём пробудить то некоторое само, ту самость, которая сможет позаботиться о нём»7Н. М. Савченкова. «Психоанализ как теория любви». https://youtu.be/h8KGEZFbTf0?t=2041. Возможность, по Боссу, существует всегда внутри человека, а задача психолога — помочь человеку обратить на неё внимание.