г. Санкт-Петербург, г. Пушкин,
ул. Пушкинская, д. 14

Деятельность психолога в специальных коррекционных учреждениях

Введение 

  Одним из самых интересных направлений в педагогической и психологической науки является область коррекционной педагогики и психологии. Автор статьи сам проработал в 2016 – 2018 гг. в школе-интернате №16 (VIII вида) г. Пушкин и прошёл дополнительное обучение олигофренопедагога. Коррекционные учреждения работают уже очень давно, однако лишь в последнее время появляются существенные изменения в их работе. Общетеоретические аспекты данной работы опираются, однако, на труды признанных классиков, работающих ещё в эпоху СССР. Законодательные аспекты проявляются в значении и понимании ст. 18, 19 федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской  Федерации», благодаря которым   в   стране    развивается    сеть    специальных    (коррекционных) образовательных  учреждений  для  детей   с   недостатками   умственного и физического развития. Достижением последних лет для системы коррекционного образования стали отход от унифицированности, стремление к многообразию в типах и видах образовательных учреждений и  образовательных программ, в вариантах учебных планов и учебников, в формах обучения, воспитания детей и подготовки педагогических кадров.

 Теоретические основы

   Коррекционно-развивающая работа психолога (в средней образовательной школе — педагога-психолога) с воспитанниками школы ориентированна на познавательную, эмоционально-личностную и социальную сферу жизни и самосознание детей.

  Коррекционный психолог  составляет и апробируют коррекционные программы, включающие в себя следующие блоки: коррекция сенсорно-перцептивной и познавательной деятельности, эмоционального развития ребенка в целом, поведения детей и подростков, личностного развития в целом и отдельных его аспектов. Продолжительность и интенсивность работы по программам определяется допустимыми для конкретного ребенка (или группы детей) нагрузками, а также тяжестью состояния ребенка и его возрастом.

  В своей работе психолог опирается на следующие ключевые понятия:

  Коррекция (лат. Corrеctio — исправление) в дефектологии — система педагогических мер, направленных на исправление или ослабление недостатков психофизического развития детей. Под коррекцией подразумевается как исправление отдельных дефектов (например, коррекция произношения, зрения), так и целостное влияние на личность аномального ребенка в целях достижения положительного результата в процессе его обучения, воспитания и развития. Устранение или сглаживание дефектов развития познавательной  деятельности и физического развития ребенка обозначается понятием «коррекционно- воспитательная работа».

  Компенсация (лат. Compensatio — возмещение,  уравновешивание) —замещение или перестройка нарушенных или недоразвитых функций организма. Это сложный, многообразный процесс приспособляемости организма вследствие врожденных либо приобретенных аномалий. Процесс компенсации опирается на значительные резервные возможности высшей нервной деятельности.

  Социальная реабилитация (лат. Rehabilitas — восстановление пригодности, способности) в медико-педагогическом значении — включение аномального ребёнка в социальную среду, приобщение к общественной жизни и труду на уровне его психофизических возможностей. Это главная задача в теории и практике. Реабилитацию  осуществляют с помощью медицинских средств, направленных на устранение или смягчение дефектов развития, а также специального обучения, воспитания и профессиональной подготовки.

  Социальная адаптация (от лат. Аdapto  — приспособляю) — приведение индивидуального и группового поведения аномальных детей в соответствие с системой общественных норм и ценностей. У аномальных детей из-за дефектов развития затруднено взаимодействие с социальной средой, снижена способность адекватного  реагирования на происходящие изменения, усложняющиеся требования. Они испытывают особые трудности в достижении своих целей в рамках существующих норм, что может вызвать у них неадекватную реакцию и привести к отклонениям в поведении.

  Психологическое обеспечение

  Опыт показывает, что если 5 — 6-летних детей с ЗПР готовить к школе в дошкольных учреждениях в условиях коррекционно-развивающих групп или коррекционно-диагностических классов, то 80% из них смогут нормально обучаться в начальных классах массовой общеобразовательной школы (в моём опыте – не более 50%; при поступлении в 1-й класс всего лишь 1 ребёнок был переведён в школу VII вида). Чрезвычайно важно, чтобы отбор на обучение в коррекционно-развивающую систему начинался с первого класса и тем самым не был упущен сензитивный период развития психических познавательных процессов.

 Особое внимание в коррекционной работе с детьми должно уделяться ближайшему социальному окружению ребенка, в частности, его родителям. Важной задачей консультанта являются снятие чувства тревоги у близких ребенка, опасений за него и одновременно углубление понимания его трудностей, усиление чувствительности к потребностям ребёнка. Это, кстати, очень хорошо проявляется и в психоаналитической работе с детьми. Взаимодействие психолога с родителями имеет своей главной целью достижение возможно более глубокого, разностороннего и объективного понимания проблем ребёнка и его личности в целом.

  Коррекционная работа с детьми школьного возраста имеет ряд специфических особенностей. В первую очередь это связано:

1) с изменением социального статуса ребёнка: из дошкольника он превращается в ученика;

2) со сменой ведущей деятельности: главной становится учебная деятельность;

3) с расширением межличностных связей и изменением социального окружения;

4) с формированием оптимального уровня активности, произвольности;

5) с изменением эмоциональной сферы, в связи с адаптацией к школьным требованиям.

  Эти условия для проведения коррекции и должен учитывать в первую очередь психолог, попавший в рабочую среду коррекционного образовательного учреждения.